Как играли мы в песок,
Насыпали в туесок.
Замесили тесто, -
Деткам интересно.
Разминали пальчики,
Вылепили зайчиков.
Мы катали шарики,
Делали смешариков.
В детском саду все чаще возникает проблема коррекции речи и обучения детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития и другими тяжёлыми нарушениями речи. Для таких ребят характерны, снижение познавательной активности, бедность знаний об окружающем мире, повышенная утомляемость, отставание психических процессов. Это приводит педагога к подбору нетрадиционных методов, одним из которых является песочная терапия.
В коррекционно-развивающей работе в структурном подразделении "Солнышко" я использую кинетический песок. Данный метод стала применять, когда в коррекции речи стали нуждаться дети 2-4 лет. Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка, именно поэтому использую песочницу в обучающих занятиях. Песок привлекает детей своей необычной структурой и новыми ощущениями, которые они испытывают при касании песка. Прежде чем они успевают осознать, что нужно делать, их руки сами начинают просеивать песок. Я добавляю игрушки по лексическим темам, тогда у ребёнка появляется свой мир, где он волшебник и фантазёр. Вместе придумываем различные истории, которые происходят с животными и другими предметами быта и через игру ребёнок получает жизненный опыт, познает окружающий мир.
При взаимодействии с песком ребёнок использует обе руки, порой даже одновременно. Это благотворно влияет на развитие правого и левого полушарий. У детей активно развивается мелкая моторика, так как каждый элемент рисуется определённым пальчиком определённой руки, маленькие фигурки помещенные в песок побуждают задействовать всю кисть руки, и ладонь, и пальцы. Дети учатся владеть своими руками, тренируют внимание, начинают активнее говорить. Благодаря работе с песком, удаётся преодолеть нежелание заниматься, скованность, негативизм, потому что всё происходит в естественной и привычной для ребёнка игровой среде.
Игра « Рисуем на песке».Дети палочкой рисуют геометрические предметы, животных и т д
Игра « Выложи по образцу».Выкладывают на песке из счетных палочек по образцу и самостоятельно придумывают различные узоры.
Игра «Клад». Дети ищут предметы по лексической теме, которые взрослый закапал в песок выполняя словесную инструкцию логопеда, с закрытым правым глазом , с закрытыми глазами, указательным пальцем правой руки и т д. Эту игру использую для закрепления лексических тем и для развития мыслительных процессов- обобщения, классификации.
Таким образом, игры с кинетическим песком в первую очередь позволяют снять мышечное напряжение, дают возможность почувствовать себя комфортно в кабинете логопеда, развивают тактильно–кинестетическую чувствительность пальцев и мелкую моторику рук. Дети, взаимодействуя с кинетическим песком, намного быстрее стали усваивать материал, улучшилась связная речь.
Шпакович Татьяна Степановна,
учитель-логопед структурного подразделения "Солнышко"