Версия сайта
для слабовидящих

Доступная среда

  

                                                                  ravnie vozmognosti


   УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ!


"Доступность - это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб" 
В.В. Путин

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее  — дети с  ОВЗ)  и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации.

 

 

Ребенок с ОВЗ
 
—  физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Обследование детей ПМПК осуществляется по письменному заявлению родителей (законных представителей). Необходимо помнить, что статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи. 
 Ребенок — инвалид

 

 

—  лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
 

Обеспечение беспрепятственного  доступа  в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ОВЗ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МАУ Бердюжского района ДО детский сад "Малышок" имеет три отдельно стоящих здания 1969 г., 1984 г. и 1986 г. постройки. Конструктивные особенности здания не предусматриваю наличие подъёмников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), входная площадка имеет навес, вход оснащен кнопкой вызова. Здание оснащено системой видеонаблюдения и противопожарной сигнализации.

Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица.

Территория ДОУ и структурных подразделений покрыта асфальтом, имеется тротуар шириной 150 см. 

Доступная среда в МАУ Бердюжского  района ДО детский сад "Малышок"  представлена наличием пандусов в каждом из структурных подразделений (3 шт.) с  перилами, позволяющих преодолевать различные препятствия, начиная от центральных входов внутрь здания. Отдельный вход в группу компенсирующей направленности в детском саду "Малышок"  по ул. Кирова, дом 8 оборудован пандусами перекатный и телескопическим.

В 2019 году с целью  реализации мероприятий по созданию условий для получения детьми-инвалидами качественного образования  в детском саду "Малышок" была проведена реконструкция по архитектурной доступности здания (расширение 5 дверных проёмов, устройство пандуса):

- Территория, прилегающая к объекту- пути движения от калитки до входа в здание продублированы тактильным наземным покрытием, установка мнемосхем территории детского сада и здания;

 - Вход в здание - устройство пандуса, крепление поручней на путях движения, тактильная адаптация для слепых и слабовидящих, тактильная адаптация лестниц ( контрастная маркировка поручней, ступеней),кнопка вызова;

- Пути движения внутри здания, пути эвакуации - тактильные направляющие, установка информационных знаков, крепление поручней на путях движения;

   

Входные пластиковые и металлические (противопожарные двери)  оснащены доводчиками. Ширина  дверных проемов во всех помещениях варьируется от 83 см до 90 см, имеющиеся дополнительные створки при открытии позволяют увеличить ширину прохода до 140 см; просторные коридоры шириной 285 см, лестничные марши шириной 135 см — все это способствует беспрепятственному перемещению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Наличие детей с ОВЗ   и детей-инвалидов

(на 01.01.2021г) 

 

 В МАУ Бердюжского района ДО детский сад «Малышок» группу компенсирующей направленности посещают 14 детей (полный день), основной диагноз ТНР.   1 ребенок  (ментальная инвалидность)- на частичной инклюзии (не полный день).

Структурное подразделение «Солнышко»  посещают в режиме полного дня  1 ребенок-инвалида и 1 ребенок с ОВЗ.

К помощи КМП (консультативно- методический пункте) прибегают родители двух детей инвалидов и одного ребенка с ОВЗ, находящихся на домашнем обучении. 

 Коррекционно-педагогическую помощь детям оказывают учитель-логопед,  воспитатели групп и другие специалисты. 

В ДОУ  функционирует психолого-медико-педагогический консилиум, который взаимодействует с районной психолого-медико-педагогической комиссией.

 Наличие оборудованных учебных кабинетов,объектов для проведения практических занятий, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

В ДОУ  оборудованы в общей сложности 15 групповых помещений, в том числе оборудованных для проведения практических занятий,объектов спорта,  средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ.

В состав групповых ячеек входят: раздевальная (приёмная) (для приёма детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий), буфетная (для приёма пищи и мытья столовой посуды), спальня, туалетная, умывальная. Все группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, требованиями осоновной общеобразовательной программы ДОУ и ФГОС ДО,

В групповой ячейке каждому ребенку обеспечивается личное пространство: кроватка, стул, шкафчик для одежды, шкафчик для предметов личной гигиены и др. Для прогулок ребенку предоставляется зона игровой территории, оборудованная верандой (в случае плохой погоды), песочницей, малыми формами в соответствии с возрастом.

Оборудование основных помещений соответствует росту и возрасту детей, учитывает гигиенические и педагогические требования. Помещения и на прогулочном участке в соответствии с возрастом детей организуется развивающая предметно-пространственная среда, оборудованная играми, игрушками, учебно-наглядными пособиями. Пространство группы организовывается в виде хорошо разграниченных уголков (уголок природы, книжный уголок, уголок изобразительной деятельности, уголок безопасности, уголок театрализованных игр, уголок двигательных игр, уголок сюжетно – ролевых игр, уголок конструирования и др.), оснащенных большим количеством развивающих материалов. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня,  а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. В каждой возрастной группе созданы условия для самостоятельного активного целенаправленного действия воспитанников во всех видах деятельности: игровой, трудовой, продуктивной, двигательной, познавательной, экспериментальной, трудовой, речевой. Организованная таким образом предметно – развивающая среда позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг –другу.

Для воспитанников дошкольной организации, детей-инвалидов и детей с ОВЗ функционируют 2 кабинета учителей-логопедов ( в детском саду "Малышок" и  СП "Солнышко"), музыкальный зал совмещенный с  физкультурным. В детском саду "Малышок" оборудована в группе компенсирующей направленности  игровая комната.

Наличие  библиотек, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Отдельного помещения в ДОУ для библиотеки нет. Литература располагается в методическом кабинете. Весь книжный фонд ДОУ можно условно разделить на три части и включает в себя:
-книги для воспитателя (методическая и справочная литература);
-репродукции картин, иллюстративный материал, дидактические пособия;
-книги для воспитанников: произведения, рекомендованные программой, сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей. В Учреждении происходит постоянное пополнение библиотеки периодическими печатными и электронными  изданиями.

Наличие объектов спорта, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
В детском саду "Малышок" и его структурных подразделениях  созданы условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого оборудован физкультурный зал (совмещен с музыкальным), в котором проводятся утренняя гимнастика, НОД, физкультурные досуги, праздники и развлечения.
В зале имеется стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы: гимнастическая стенка, гимнастическая доска, гимнастическая скамейка, спортивный инвенарь, мячи, обручи, палки, скакалки и др., стойки и планки для прыжкойв и перешагивания, мешки с песком, оборудование для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата.
Оборудование и инвентарь соответствуют правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПин. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту.

Наличие средств обучения и
воспитания, в том числе приспособленных для
использования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ

В группе компенсирующей направленности для детей-инвалидов и детей с ОВЗ разработана специальная адаптированная образовательная программа, в основе которой парциальные программы:

 - Филичева Т.Б.,Чиркина Г.В.,ТумановаТ.В. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей»;

- Программа  коррекционного обучения и воспитание детей 6-летнего возраста с  общим  недоразвитием  речи.  Программа  и  методические  рекомендации.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 1993.

-  Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) с 3 до 7 лет.  Н.В. Нищева: учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»», 2016. – 240с.

Педагогический персонал  в работе с детьми активно применяет современные технологии и методики, инновационное оборудование коррекционно-развивающего направления.

В д/с "Малышок" учителем-логопедом практикуется динамическая электронейростимуляция, или сокращенно ДЭНАС-терапия, – это совершенно новый метод воздействия на рефлексогенные зоны, как открытые, так и скрытые, на кожную проекцию, акупунктурные точки и области спинного мозга. Метод считается довольно результативным и совершенно безопасным для человека. 

 Пособие по развитию речи для детей с синдромом Дауна "Начинаем говорить" разработано специально для детей с нарушениями речи и ментальными нарушениями. В нём собран материал с учетом особенностей развития детей. Оно предназначено не только для профессиональных педагогов, но и для родителей, которые хотели бы помочь своему малышу начать разговаривать. 

"Кубики Зайцева" — пособие для обучения чтению с двух лет и может использоваться в семье, детском саду и школе. Методика даёт хорошие результаты в работе с детьми, имеющими диагнозы ЗПР, ОНР, ММД, алалия, аутизм, а также со слабовидящими, слабослышащими и глухими. 

 Интерактивное пособие «Логоритмика для дошкольников 5-7 лет». Данное пособие представляет собой систему логоритмических занятий для детей 5-7 лет, посещающих обычный детский сад, которые могут исправить речевые нарушения дошкольников. Логоритмические занятия составлены с опорой на лексические темы. Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков.;

Проведение ДЕНАС-терапии     

 

 Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального использования, в том числе приспособленных для
использования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ 

 

 

 

 

 

 

 

 В 2019 году полностью переоборудована группа компенсирующей направленности. Приобретены:

- Комплект специальных средств обучения по образовательным программам дошкольного образования;

- Комплект интерактивного оборудования (интерактивная доска+ короткофокусный проектор);

- Сенсорная комната «готовое решение» (скалодром пристенный, стенка для лазания, фибероптический потолочный модуль «Звездное небо», «Звездная сеть из гирлянды», настенное панно «Водопад», букет цветов на основе фибероптических волокон, световая пушка для зеркального шара со съемной насадкой, цвентными фильтрами);

- Развивающий комплекс «Играй и развивайся» - это яркие и красочные занятия с использованием датчика Kinect, который считывает движения детей.  Комплекс предназначен для одного ребенка, но в блоке окружающий мир, игры: "Снежки", "Эстафета", "Капельки" могут играть два ребенка одновременно.

- Дельфа 142 – это многофункциональный логопедический тренажер, с помощью которого педагоги в детском саду смогут решать сразу множество образовательных и коррекционных задач, достигая наилучших результатов в коррекции речевого дыхания, развития лексико-грамматической стороны речи, восприятия, внимания и памяти.В комплект входит микрофон, блок обработки сигнала, основную программу и программы работы со словарями, подробное текстовое практическое руководство с описанием приемов работы и методикой по проведению индивидуальных и групповых занятий. Тренажер подключается к ПК через USB-порт, использовать его можно с операционной системой Windows версий 7, 8, 8.1 и 10.

- Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи "Игры для Тигры". В рамках системного подхода к коррекции речевых нарушений компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» предлагает более 50 упражнений с несколькими уровнями сложности, объединенных в четыре тематических блока:«Просодика», «Звукопроизношение», «Фонематика», «Лексика».

-Интерактивное диагностическое пособие Мерсибо "ЛогоБлиц"— это программа для проведения речевой диагностики детей от 4 до 7 лет и фиксации результатов в электронном виде.Она поможет провести обследование быстро и интересно. 

- Интерактивное пособие «Смотри и говори для дошкольников 5-7 лет». Интерактивная обучающая программа, направленная на расширение и закрепление словарного запаса детей 5-7 лет, улучшение произношения и развитие коммуникативных способностей. Более 750 слов и выражений сгруппированы в тематические блоки, преимущественно связанные с лексическими темами. Часть тематических блоков посвящена различным частям речи. В каждом тематическом блоке есть два раздела: «Слова и выражения» и «Упражнения»..

Учебное оборудование размещено в соответствующих помещениях  согласно их назначению  и используется в работе с воспитанниками детского сада через фронтальные, подгрупповые и индивидуальные формы работы.

 

 

 Условия питания инвалидов и лиц с ОВЗ

 Питание в детском саду и структурных подразделениях в соответствии с разработанным 20-дневным меню (разработано АУ ТО "Центр технологического контроля", экспертное заключение №7 Д/П от 24.02.2014). Представленное меню разработано для четырехразового питания (завтрак, второй завтрак, обед, полдник) детей с 9,5 часовым пребыванием в ДОУ. Меню разработано на основании СанПиН 2.3/2.4.3590-20. 

 Создание отдельного меню для детей-инвалидов и детей с ОВЗ — не практикуется.

 Условия безопасности и  охраны здоровья детей-инвалидов и лиц с ОВЗ

 

 

 

 

 

 Здание  дошкольной организации  оснащено  видео-наблюдением   территории и внутренних помещений, противопожарной звуковой сигнализацией, необходимыми табличками и указателями с обеспечением визуальной и звуковой информацией для сигнализации об опасности.

Планирование и проведение работы по охране здоровья воспитанников осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском.

Медицинское сопровождение воспитанников детского сада осуществляют  3 медицинские сестры ДОУ. Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи и проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи функционируют медицинские  блоки в каждом дошкольном образовательном учреждении. Медицинский блок оснащён оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с СанПиН 2.4.3648-20. 

Медицинский блок состоит из: 

  • Медицинский кабинет.           
  • Изолятор.
  • Процедурный кабинет.
Для занятий с детьми (в том числе с инвалидами и воспитанниками с ОВЗ) и для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата в физкультурном зале   имеются    балансировочная дорожка, батут,  гимнастические мячи,  детские тренажеры, спортивные модули и  другие физкультурные пособия.

Медицинский кабинет оснащен всем необходимым оборудованием, которое соответствует санитарно-гигиеническим требованиям:   динамометр, весы медицинские; имеется достаточное количество медикаментов для оказания первой неотложной помощи, здесь же происходит осмотр детей. Для оздоровления детей используют бактерицидные облучатели для очистки воздуха.

В образовательном учреждении с целью охраны  здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:

·         проведение профилактических осмотров;

·         мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;

·         осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;

·         обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;

·         осуществление контроля за физическим,  гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;

·         осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.

Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует  требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к  организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"). Каждая группа имеет отдельный прогулочный участок.

В Учреждении имеются спортивный зал с необходимым оборудованием для организации занятий по физической культуре. С воспитанниками организуется непосредственно образовательная деятельность  по физической культуре 3 раза в неделю.Задачи и содержание образовательной деятельности по физическому развитию детей включены в Образовательную программу Учреждения.

Согласно СанПиН от 2.4.3648-20  разрабатывается:

  • режим дня детей в ДОУ, с обязательным учетом возраста детей. В режиме обязательно отражаются время приема пищи, прогулок, дневного сна.
  • составляется расписание занятий для каждой группы детей. В период летних каникул проводятся экскурсии, развлечения. Укрепление здоровья осуществляется через совершенствование физического развития детей на физкультурных занятиях.

В детском саду проводятся: закаливание, утренняя гимнастика, подвижные и малоподвижные игры, гимнастика после сна, гигиенические процедуры и др.

Прогулка – обязательный элемент режима дня ребенка в ДОУ. На прогулке обеспечивается возможность для двигательной активности детей, виды игр варьируются в зависимости от сезона.

 Доступ к информационным системам и информационно- коммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

 

 

 Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом дошкольной организации, на котором существует версия для слабовидящих. Имеются мультимедийные средства, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы).  
Наличие электронных образовательных ресурсов, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается. 
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено.
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья Отсутствуют

 Нормативно-правовая база

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. N 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы» (с изменениями и дополнениями).
  2. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ
  3. Приказ Минтруда России от 31.07.2015 N 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.08.2015 N 38624).
  4. Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».
  5. Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» (с изменениями и дополнениями).
  6. Письмо Минобрнауки России от 12.02.2016 n вк-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования».
  7. Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи.
  8. Письмо Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2017 г. N ТС-267/07 «О направлении информации» (О создании ресурсного класса, позволяющего обеспечить создание необходимых условий, в максимальной степени способствующих получению без дискриминации качественного образования и социальному развитию обучающихся с расстройством аутистического спектра, в т. ч. через организацию системы инклюзивного образования)
 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Бердюжского района
Детский сад «Малышок»
Тюменская обл., Бердюжский район, с. Бердюжье, ул. Кирова, 8
Телефон: 8 (34554) 2-18-43
Эл. почта: malish.sad2009@yandex.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: